антикварный салон
Проверено временем!

Ар Нуво

Отель Solvay 1900г. Виктор Орта.Этот стиль появился как: 

  • реакция на предшествующее старение архитектуры; 
  • потребность в переменах ярких образов стремительно растущих городов;
  • бунт в укор повсеместно распространенных эклектике и историзму;
  • желание добавить красок в промышленные районы.

Французское название стиля Ар Нуво (новое искусство) в настоящее время является общепринятым для того, чтобы избежать путаницы в терминологии. 

Другие названия стиля: «Либерти», «Тиффани», «Модернизмо», «Сецессион», «Стиль двадцати», «Югендштиль», «Макинтош», «Еловый стиль», «Глазго» и другие. Но даже в этой выборке есть путаница, в частности стиль «Макинтош» и «Глазго» практически одно и то же, с той лишь разницей, что Макинтош — это один, наиболее яркий представитель из четырёх, продвигающих идеи модерна в Глазго. Более подробно о коллизиях в названиях и терминологии, а также о различных направлениях Ар Нуво уже скоро можно будет прочитать на нашем сайте. Пока же рассмотрим само понятие Ар Нуво, его развитие и суть стиля в целом.

 


Стиль Ар Нуво представляет из себя путь симбиоза и естественного отбора из попыток прогрессивных деятелей искусства: 

  • привнести что-то яркое в этот, по их мнению, серый мир; 
  • добиться свободы для творчества; 
  • сделать искусство и красоту доступным не только богатым людям; 
  • уйти от академических традиций прошлого; 
  • найти новые формы выражения.

Обри Бёрдсли иллюстрация к пьесе «Саломея»Так, например, из, мягко говоря, спорных иллюстраций Обри Бёрдсли к пьесе «Саломея» Оскара Уайльда, была отобрана изогнутая линия, ставшая одним из центральных символов Ар Нуво в целом. Так же на этом пути формировались творческие артели и союзы единомышленников, такие как, например, «Движение искусств и ремёсел», «Венские мастерские» и «Сецессион». Ну а кто-то, обладающий чутьём на модные тенденции, сумел неплохо заработать, обезличивая произведения Ар Нуво и продавая их под своим брендом.

Разнилось и движение по этому пути. Но вот в желании уйти от «академической» школы представители Ар нуво были едины, а к различиям, в основном, привела разница того, что их вдохновляло в творческом поиске. Ар Нуво развивался лавинообразно, и в большинстве стран его расцвет начался в 1890-е годы, но вот формирование фронта лавины началось несколько раньше. К основным событиям, давшим толчок появлению Ар Нуво, относятся:

  • открытие границ Японии для торговли в 1854 году, когда после многовековой изоляции диковинные для европейцев японские товары попали сначала на английский, а потом и на другие рынки европы;  
  • всемирная выставка 1851 года, которая показала, что массовое и современное (на тот момент) производство приводит к существенному падению эстетического качества.  

Лавинообразное распространение Ар Нуво относительно предшествующих архитектурных стилей было связано с освещением данного стиля в популярных и специализированных журналах («The studio» (Британия), «Мир искусства» (Россия), «Ver Sacrum» (Вена), Novissima (Италия), Jugend (Германия)) и выставками (Всемирные выставки (1888, Барселона, 1889, Париж, 1893, Чикаго, 1897, Брюссель, 1900, Париж), а также различные промышленные выставки).

The Studio — британский журнал, посвящённый изобразительному искусству. Основан в 1893 году.Мир искусства — ежемесячный иллюстрированный художественный журнал, выходил в Петербурге с 1898 по 1904 г.Ver Sacrum (Весна священная) — журнал объединения художников Венский сецессион. Издавался с 1898 до 1903 года.Novissima - журнал издавался в Италии в 1900-е годы.Jugend - Мюнхенский еженедельник искусства и жизни. Выходил с перерывами и изменением периодичности) с 1896 по 1940 г.Всемирная выставка 1888г. года Барселона (Exposición Universal de Barcelona)Всемирная выставка 1888г. года Барселона (Exposición Universal de Barcelona)Всемирная выставка 1889г. года Париж (Exposición Universal de Paris)Всемирная выставка 1889г. года Париж (Exposición Universal de Paris)Всемирная выставка 1893г. года Чикаго (World’s Columbian Exposition)Всемирная выставка 1893г. года Чикаго (World’s Columbian Exposition)Всемирная выставка 1897г. года Брюссель (Exposition Internationale de Bruxelles)Всемирная выставка 1897г. года Брюссель (Exposition Internationale de Bruxelles)Всемирная выставка 1900г. года Париж (Exposición Universal de Paris)Всемирная выставка 1900г. года Париж (Exposición Universal de Paris)Всемирная выставка 1900г. года Париж (Exposición Universal de Paris)

 

Если же говорить о личностях, то к наиболее ярким фигурам модерна относятся: 
Уильям Моррис, Артур Ласенби Либерти, Виктор Орта, Луи-Жан-Сильвестр Мажорель, Луис Доменек-и-Монтанер, Антонио Пласид Гильем Гауди-и-Корнет, Луис Комфорт Тиффани, Чарльз Ренни Макинтош, Маргарет Макдональд Макинтош, Густав Климт, Отто Коломан Вагнер, Йозеф Франц Мария Хоффман, Коломан Мозер, Рене Лалик, Эмиль Галле, Эктор (Гектор) Гимар, Альфонс Мариа Муха, Фёдор Осипович Шехтель, Лев Николаевич Кекушев. Так же необходимо отметить влияние Ар нуво на работы Карла Фаберже, впрочем, с учетом полученных им наград на всемирных выставках, влияние его работ на Ар нуво тоже имело место быть.

Красный дом Red House 1861г. Уильям Моррис (William Morris)Красный дом Red House 1861г. Уильям Моррис (William Morris)Обои с лиственным орнаментом 1875г. дизайн Уильяма Морриса (William Morris) Обои в стиле ар нуво. Артур Ласенби Либерти (Arthur Lasenby Liberty)Отель Solvay 1900г. Виктор Орта (Victor Horta)Отель Solvay 1900г. Виктор Орта (Victor Horta)Вилла Majorelle , дом построен архитектором Анри Соважем в 1901-1902 годах, мебелеровка и декор Луи-Жан-Сильвестр Мажорель (Louis Majorelle)Вилла Majorelle , дом построен архитектором Анри Соважем в 1901-1902 годах, мебелеровка и декор Луи-Жан-Сильвестр Мажорель (Louis Majorelle)Кровать Nenuphar в стиле ар нуво, Луи-Жан-Сильвестр Мажорель (Louis Majorelle) 1902-3 годы. Дворец каталонской музыки. 1908г. Луис Доменек-и-Монтанер (Lluis Domenech i Montaner)Дворец каталонской музыки. 1908г. Луис Доменек-и-Монтанер (Lluis Domenech i Montaner)Дом Бальо (Casa Batllo) 1904-1906г. Антонио Пласид Гильем Гауди-и-Корнет (Antonio Placid Guillem Gaudí i Cornet)Дом Бальо (Casa Batllo) 1904-1906г. Антонио Пласид Гильем Гауди-и-Корнет (Antonio Placid Guillem Gaudí i Cornet)Мемориальный витраж Читтендена — Йельский университет, 1890г. Луис Комфорт Тиффани (Louis Comfort Tiffany)Лампа Глициния Wisteria, 1902г. Луис Комфорт Тиффани (Louis Comfort Tiffany)Церковь Королевского Креста (Queen's Cross Church) 1898-1899г. Чарльз Ренни Макинтош  (Charles Rennie Mackintosh)Церковь Королевского Креста (Queen's Cross Church) 1898-1899г. Чарльз Ренни Макинтош  (Charles Rennie Mackintosh)Интерьер Школы искусств Глазго (Glasgow School of Art) 1897—1909г. Восстановлена после пожара в 2016г. однако в 2018г. здание опять сгорело. Чарльз Ренни Макинтош  (Charles Rennie Mackintosh)Сердце Розы (The Heart of the Rose) 1902г. работа Маргарет Макдональд Макинтош (Margaret Macdonald Mackintosh)Поцелуй (The Kiss) 1907-08г. работа Густава Климта (Gustav Klimt) Станция Карлсплатц (Karlsplatz Stadtbahn) 1899г.  дизайн Отто Коломан Вагнер (Otto Koloman Wagner)Дворец Стокле (The Stoclet Palace) 1905-1911г. Йозеф Франц Мария Хоффман (Josef Hoffmann)Кресло 1905г. дизайн Йозеф Франц Мария Хоффман (Josef Hoffmann)Датотека 1902г. дизайн Йозеф Франц Мария Хоффман (Josef Hoffmann) Постер 1898г. работа Коломана Мозера (Koloman Moser) Кулон - Принцесса Лойнтэйн 1898-99г. работа Рене Лалика (Rene Lalique)Шпилька для волос Мак, 1903г. работа Рене Лалика (Rene Lalique)Кровать Рассвет и сумерки (Lit Aube et Crepuscule), 1904 год. Эмиль Галле (Emile Galle)Стол 1900г. работа Эмиля Галле (Emile Galle)Станция парижского метро Аббес (Abbesses) 1913г. дизайн входа Эктор (Гектор) Гимар (Hector Guimard)Вилла Berthe 1896г. Эктор (Гектор) Гимар (Hector Guimard)Вилла Berthe 1896г. Эктор (Гектор) Гимар (Hector Guimard)Квадраптих Драгоценные камни (Рубин, Аметист, Изумруд, Топаз) 1900г. работа Альфонса Мариа Муха (Alfons Maria Mucha)Особняк С. П. Рябушинского 1900-1903г. Фёдор Осипович ШехтельОсобняк С. П. Рябушинского 1900-1903г. Фёдор Осипович ШехтельДом Кекушевой 1901-1903г. Лев Николаевич КекушевЯйцо Клевер 1902г. работа мастерской Карла ФабержеПортсигар 1900г. работа мастерской Карла ФабержеЯйцо Лавровое дерево (или «Апельсиновое дерево») 1911г. работа мастерской Карла Фаберже Портсигар работа мастерской Карла ФабержеПортсигар работа мастерской Карла Фаберже

 

Представленные здания сохранились до наших дней. Посмотреть их панорамные виды, а в большинстве случаев и внутреннее убранство, можно с помощью сервиса google, перейдя по следующим ссылкам: 

Лавинообразный характер Ар Нуво проявился и в скорости его угасания. Так, к 1910 году интерес к данному стилю начинает падать и стремительно сходит на нет. Второе дыхание стиль обретёт только в 60-е годы 20 века. Но помимо стремительности, Ар Нуво был очень ярким. Так, период Ар Нуво во Франции назвали Belle Epoque (прекрасная эпоха), а в России - «Серебряный век».
Не смотря на свою стремительность, Ар Нуво сумел сформироваться как стиль и обрести свои легко узнаваемые черты и мотивы:

  • удлинённые «японские» формы и изогнутые линии;
  • восхищение природой; 
  • взаимоотношения человека и природы;
  • роскошь и декоративное излишество; 
  • символизм и таинственность;
  • обширное использование орнаментов и приглушённая цветовая палитра.

Кроме того, Ар Нуво, если можно так сказать, стал родоначальником такого стиля как Ар Деко и целого ряда направлений в искусстве. 
Само же падение интереса к Ар Нуво было связано с тем, что не удалось воплотить идею вседоступности стиля и, по сути, он так и остался стилем, удовлетворявшим потребности богачей. Декадентский уклон модерна сделал его уязвимым для критики, и он не смог устоять перед надвигающейся эпохой массового производства. Начался его упадок, последнюю точку в котором поставила первая мировая война, когда все стороны конфликта сочли наднациональный стиль Ар Нуво непатриотичным, иностранным и неприемлемым.  

 
Венский сецессион (Wiener Secession) 1897-1898г. Йозеф Мария Ольбрих (Josef Maria Olbrich)В 60-е годы 20 века вновь возрождается интерес к стилю Ар Нуво и он обретает второе дыхание. В частности, группа Битлз использует именно его для оформления обложек своих альбомов. 
Многомиллионная туристическая индустрия Вены теперь строится на истории «Сецессионистов».
До наших дней сохранено использование орнаментов Ар Нуво на обоях, сумках и обивки мебели. Помимо этого, есть много людей, которым импонирует именно этот стиль.  

 

С примерами современных интерьеров в стиле Ар Нуво Вы можете ознакомиться на следующих фотографиях:

пример современного интерьера в стиле Ар Нувопример современного интерьера в стиле Ар Нувопример современного интерьера в стиле Ар Нуво

 

Антикварные предметы Ар Нуво имеющиеся в наличии: